пятница, 10 июня 2016 г.

Шаблоны. Порождающие. Singleton (Одиночка)

Назначение.

Гарантировано иметь единственный экземпляр класса в системе и обеспечить глобальную току доступа к нему.

Часто в системе необходимы сущности или сервисы, которые могут существовать только в единственном экземпляре, например, система логирования или подключение к базе данных. В таких случаях необходимо уметь создавать единственный экземпляр некоторого типа, предоставлять к нему доступ извне и запрещать создание нескольких экземпляров того же типа. Такой объект доступен из любого места кода и своим поведением напоминает глобальную переменную.

UML-диаграмма

Достоинства.

  • единственный экземпляр данного класса в системе

Недостатки.

  • Фактически является глобальной переменной если хранит состояние;
  • Нарушает принцип единственной ответственности (SRP). Помимо выполнения своих непосредственных функций еще и контролирует то, что существует в единственном экземпляре;
  • Снижает тестируемость клиентского кода поскольку вместо него невозможно подставить mock-объект;
  • Повышает связанность кода.

Альтернативы.

Использование шаблонов DependencyInjection или ServiceLocator. Например, фреймворк Symfony позволяет полностью обойтись без синглетона благодаря своей системе DI.

Резюме.

Из-за большого количества недостатков и наличия разумных альтернатив, гарантирующих достижение цели этого шаблона, можно считать антипаттерном и использовать только в крайних случаях.

Реализация на PHP.

class Singleton
{
    private static $instance = null;  // экземпляр объекта

    private function __construct(){ /* ... @return Singleton */ }  // Защищаем от создания через new Singleton

    /**
     * @return Singleton
     */
    public static function me() // Возвращает единственный экземпляр класса.
    {
        if ( is_null(self::$instance) ) {
            self::$instance = new self();
        }
        return self::$instance;
    }

    public function doSomething() { }

    private function __clone()    { }  // Защищаем от создания через клонирование
    private function __wakeup()   { }  // Защищаем от создания через unserialize
}

// Использование
Singleton::me()->doSomething();

Если в проекте существует несколько синглетонов, то при такой реализации прийдется в каждом из них писать весь вышеприведенный код (кроме метода doSomething(), конечно). Дублирование кода - крайне плохая практика, пусть даже этот код скорее всего меняться никогда не будет. С другой стороны служебные конструкции, реализующие шаблон, в PHP выглядят достаточно громоздко и затрудняют чтение. Так есть ли способ (в PHP) избежать такого дублирования? Начиная с версии 5.4 этот язык получил trait - кусок кода, который можно внедрять в любой объект по своему усмотрению. Насколько хороши треиты в PHP и насколько, где и как стоит их использовать - отдельная тема. Здесь же посмотрим можно ли использовать trait для при реализации синглетонов и насколько такое использование правильно.

В ряде интернет-источников (в том числе и в википедии) приводится пример подобного кода:

trait Singleton 
{
    static private $instance = null;

    private function __construct() { /* ... @return Singleton */ }  // Защищаем от создания через new Singleton

    public static function me() 
    {
        if ( is_null(self::$instance) ) {
            self::$instance = new static();
        }
        return self::$instance;
    }
    
    private function __clone() { /* ... @return Singleton */ }  // Защищаем от создания через клонирование
    private function __wakeup() { /* ... @return Singleton */ }  // Защищаем от создания через unserialize
}

/**
  * Class Foo
  * @method static Foo me()
  */
class Foo 
{
    use Singleton;

    public function doSomething() { }
}

// Применение
Foo::me()->doSomething();

А теперь попробуем добавить в Foo публичный конструктор:

class BrokenSingleton
{
    use Singleton;

    public function __construct() { }

    public function doSomething() { }
}

(new BrokenSingleton())->doSomething();

Теперь это уже не синглетон. Замечу, что реализация без trait сделать подобное не позволяет. Это достаточно большой минус, чтобы не использовать подобную конструкцию вообще. Есть другой, более надежный и правильный способ избежать дублирования кода - шаблон мультитон. Хотя он и предназначен для другого, PHP благодаря своей нестрогой типизации позволяет использовать его в том числе и для сокращения дублирования кода.

Реализация на  Scala.

В Scala есть ключевое слово object, обозначающее, что этот класс будет создан в единственном экземпляре. Поэтому реализация singletone выглядит совсем просто:

object Singleton {}

// Или как объект-компаньон (в одном файле):
class Foo {}

object Foo {}

1 комментарий: